Закон Гонконга о внутренних доходах (IRO) в настоящее время не содержит каких-либо положений, касающихся непосредственно электронной торговли. В связи с этим применяются статьи Закона, регулирующие налог на прибыль, а также нормы общего права. Для всеобщего разъяснения вопросов налогообложения онлайн-торговли в Гонконге Департамент внутренних доходов (IRD) юрисдикции опубликовал Информационное письмо № 39 «Об осуществлении электронной коммерции» (Departmental Interpretation and Practice Notes No. 39: Treatment of Electronic Commerce).
Согласно официальному мнению, электронная коммерция приравнивается к традиционным формам предпринимательской деятельности, ни одна из которых в отдельности не является преференциальной для целей налогообложения.
1. Общие правила налогообложения прибыли в Гонконге
В Гонконге действует территориальный принцип налогообложения. Ответственность по уплате налога на прибыль возникает при удовлетворении трех условий:
- лицо занимается торговой, профессиональной или коммерческой деятельностью в Гонконге;
- лицо извлекает прибыль в связи с торговой, профессиональной или коммерческой деятельностью в Гонконге (за исключением прибыли от продажи основных средств);
- прибыль возникает или извлекается в Гонконге.
Департамент также выделяет не облагаемые налогом поступления от торговой, профессиональной или коммерческой деятельности, приносящей прибыль, источником которой является Гонконг и которая подлежит налогообложению. К таким поступлениям относятся доходы от использования или права на использование в Гонконге патента, дизайна, товарного знака, охраняемого авторским правом материала, засекреченного способа, формулы или другой собственности аналогичного характера.
Существующие ставки налога на прибыль в Гонконге для инкорпорированных и неинкорпорированных компаний составляют 16,5% и 15% соответственно.
2. Торговая, профессиональная или коммерческая деятельность в рамках онлайн-торговли в Гонконге
Предприятия подлежат обложению налогом на прибыль в Гонконге только в том случае, если ведут торговую, профессиональную или коммерческую деятельность в Гонконге, а что касается физических лиц, занимающихся торговлей, профессиональной практикой или бизнесом в Гонконге, то это во многом вопрос факта и степени. Определяя, ведется ли посредством электронной коммерции торговля или бизнес в Гонконге, Департамент внутренних доходов учитывает факторы, характерные для онлайн-торговли:
- место хранения и доставки товаров;
- предоставляемые услуги;
- прием и проведение платежей;
- покупки и продажи;
- банковские счета;
- дополнительные услуги.
Департамент подчеркивает, что работа онлайн-платформы без участия человека обычно не рассматривается как ведение бизнеса в Гонконге. Это относится и к тем интеллектуальным серверам, которые способны заключать контракты, обрабатывать платежи или поставлять цифровые товары. Налоговое ведомство Гонконга не концентрируется на наличии онлайн-платформы, а рассматривает степень вовлеченности физического лица в процесс совершения операций в Гонконге.
Кроме того, сам по себе сайт юридически не является постоянным представительством для нерезидентов, поэтому не рассматривается в качестве формы ведения бизнеса в Гонконге. Это связано с тем, что сайт не может быть квалифицирован как «филиал, управленческая структура или коммерческое предприятие» (как определено Положением № 5 Закона о внутренних доходах), поскольку не подразумевает наличие физического офиса и персонала.
3. Источник прибыли электронной торговли в Гонконге
В Гонконге за основу принят территориальный принцип налогообложения. Факт ведения бизнеса в Гонконге автоматически не включает частные компании в число плательщиков налога на прибыль в Гонконге. Налогообложению подлежит только возникающая или извлеченная в Гонконге прибыль, когда источник прибыли находится в Гонконге. Определение происхождения прибыли в рамках электронной торговли в Гонконге усложняется из-за виртуального характера транзакций.
Основное местонахождение компании имеет решающее значение для определения источника прибыли. В этой связи Департамент считает, что основным местонахождением предприятия является не размещение онлайн-платформы, а место проведения основных бизнес-операций, совершаемых физическим офисом. Управление онлайн-платформой осуществляют именно сотрудники, находящиеся в реальном офисе. При этом неважно, где проходят электронные транзакции. Если все бизнес-операции компании сосредоточены в Гонконге, а ее сервер расположен за его пределами, то прибыль компании от электронной коммерции будет облагаться налогом.
4. Классификация доходов
При налогообложении прибыли, полученной от онлайн-торговли в Гонконге, важно различать, относятся ли подлежащие уплате налога суммы к роялти или лицензионным сборам за использование интеллектуальной собственности (статьи 15(1)(b) и (ba) Закона о внутренних доходах) или вовсе не подлежат обложению налогом (раздел 14).
В статье 15 (1)(b) говорится о поступлениях в виде торговой выручки, источником которой является Гонконг. К ним относятся любые доходы, полученные или начисленные физическому лицу за выставки, использование в Гонконге каких-либо кино-, телефильмов или кинопленок, любых звукозаписей, рекламных материалов, связанных с фильмом, пленкой или звукозаписью. В статье 15 (1)(ba) также упоминаются поступления в виде торговой выручки, источником которой является Гонконг. Это доходы, полученные или начисленные налогоплательщику за использование или право использования за пределами Гонконга патента, дизайна или товарного знака, охраняемого авторским правом материала, засекреченного способа, формулы или другой собственности аналогичного характера.
Для того чтобы определить, подлежит ли доход налогообложению в соответствии со статьями 15 (1) (b) или (ba), необходимо разграничить оплату за использование или право использования компонента программного обеспечения, охраняемого законом об авторском праве,* и программного обеспечения в целом.**
*статьи 15 (1) (b) или (ba) применяются, когда речь идет о выплате роялти
**статьи 15 (1) (b) или (ba) не применяются, когда оплачивается продукт или услуга
Департамент придерживается мнения о том, что предоставление права на копирование для публичного распространения, разработку производных программ, публичное использование и демонстрацию программ следует рассматривать как предоставление в пользование или предоставление права пользования авторским правом. Следовательно, статьи 15 (1) (b) или (ba) применяются в том случае, если доходы не подлежат налогообложению по статье 14.
Статьи 15 (1)(b) или (ba) применяются только к «физическим лицам-нерезидентам», которые не ведут бизнес в Гонконге. Если предприниматель осуществляет коммерческую деятельность в Гонконге и извлекает в Гонконге доход за предоставление в пользование или права на использование авторского права, налогообложение происходит в соответствии со статьей 14 Закона о внутренних доходах; статьи 15 (1) (a) и (ba) не применяются.
С другой стороны, продажа коробочного программного продукта, когда авторское право сохраняется за продавцом, является примером дохода от реализации готового программного обеспечения. Согласно статьям 15 (1) (b) и (ba) [10] полученный в этом случае доход рассматривается как выручка от предпринимательской деятельности, а не лицензионные поступления. Аналогичное применение закона происходит в отношении:
- программного обеспечения, загружаемого покупателем из Интернета для собственного использования и без передачи права на использование или авторского права;
- процедур размещения приложений, когда клиент загружает свое собственное программное обеспечение на расположенный за пределами Гонконга сервер продавца, который будет осуществлять дальнейшую техническую поддержку и сопровождение за рубежом;
- поставщиков услуг по аренде приложений, работающих и обслуживаемых за пределами Гонконга, предназначенных для автоматизации отдельных бизнес-процессов гонконгских компаний;
- покупки контента, когда владелец гонконгского Интернет-ресурса платит нерезиденту за создание нового уникального контента и получает на него авторское право.
Таким образом, Департамент внутренних доходов Гонконга приравнивает онлайн-торговлю в Гонконге к традиционным формам предпринимательской деятельности и не планирует налоговый решений, препятствующих росту электронной торговли в государстве. Между тем Департамент намерен принимать все необходимые меры для противодействия уклонению от уплаты налогов в сфере электронной коммерции.