Предприниматели, которые собираются вести бизнес в любой из стран мира, для того, чтобы стать успешными должны не только в совершенстве владеть знаниями в области своего бизнеса, но и быть гибкими, всегда готовыми адаптироваться к новым правилам этикета. В нашей статье мы поговорим, конечно же, о Гонконге, о том, как вести бизнес в Гонконге, соблюдать деловой этикет этой страны, а также расскажем о некоторых правилах поведения, которые, увы, далеко не всегда известны гостям Гонконга.
Сразу скажем, некоторые моменты, касающиеся деловой культуры, дресскода, этикета могут оказаться для неазиатских экспатов большим сюрпризом. Но все же для того, чтобы достичь успеха в чужой стране, нужно соблюдать ее правила, не так ли?
Первое, что бросается в глаза предпринимателям, которые хотят вести бизнес в Гонконге, это то, что несмотря на трудолюбивых и ориентированных на карьерный рост людей, гонконгцам не присущи спешка и «деловая агрессивность». В деловой среде Гонконга спонтанность и нетерпеливость не приветствуется. Все решения хорошо взвешены и обдуманы. Нетерпение и агрессивность часто воспринимаются местными людьми как негативные черты характера. Запомните одно из основных правил делового общения: не следует оказывать слишком сильное давление на своих гонконгских деловых партнеров. Это неприемлемо.
Немаловажную роль в ведении бизнеса в Гонконге имеют и такие, на первый взгляд, незначительные детали, как цвет одежды, язык жестов и другое.
Этикет и ведение бизнеса в Гонконге
Приветствуйте ваших коллег и партнеров рукопожатием и легким поклоном. Также в Гонконге следует уважать иерархию бизнес культуры. Это означает, что, познакомившись с группой людей, вы, в первую очередь, должны приветствовать самого старшего из них. Только если вы будете любезны, корректны и вежливы, вы сможете успешно вести бизнес в Гонконге.
Убедитесь, что всегда обращаетесь к человеку по его фамилии и званию (например, доктор Йео). Вскоре вы увидите, что большое количество бизнесменов в Гонконге используют вместо своего, западное имя, более привычное для восприятия, чтобы упростить общение с партнерами из западных стран. Также вам следует запомнить и учесть еще одно важное правило поведения: здесь следует избегать физического контакта, выходящего за ряд формального рукопожатия, то есть, никаких похлопываний по плечу, и прочих допустимых в других культурах «доверительных жестов».
Бизнес-дресскод в Гонконге
В Гонконге, бизнесмены одеваются довольно консервативно. Как правило, они носят черные костюмы, рубашки и галстуки. Вы также должны придерживаться формального стиля в одежде даже если собираетесь пойти на деловой обед. Лучшим выбором станут темные, приглушенные цвета в одежде. Также полезно вам будет знать и некоторые значения цветов в Гонконге. Если в западных странах цвет траура черный, то в Гонконге- это белый цвет. Красный же цвет в Гонконге считается счастливым. К примеру, вы можете позволить себе (если это позволяет дресскод мероприятия) надеть красный галстук, или в случае женщины- блузку, это может дать положительный эффект. Вполне допустимо добавить в деловой образ такие аксессуары как часы или элегантное, строгое ожерелье.
Бизнес-встречи и переговоры в Гонконге
Если вы хотите организовать встречу с партнером в Гонконге, то лучшее, что вы можете сделать, это заблаговременно ее запланировать. Старайтесь избегать проведения совещаний на Рождество, Пасху, или в период празднования китайского Нового года, а также в период любых других праздников в Гонконге. За день до назначенной встречи не забудьте снова созвониться с партнерами и уточнить все ли в силе.
Когда вы хотите вести бизнес в Гонконге, вам следует знать даже такие мелочи, как правильное приветствие. В первую очередь вы должны поприветствовать самого старшего бизнес-партнера, а затем по иерархии переходить к приветствию других участников встречи. Раздайте свои визитные карточки, однако вы не можете просто дать свою визитку. В Гонконге принято передавать визитные карточки обеими руками одновременно, также их и принимать, обеими руками. Как и в случае с цветовой гаммой одежды, вам следует учитывать цветовую гамму визитных карточек. Цвета лучше выбрать нейтральные, либо вызывающие положительные эмоции, что касается оформления, лучше придерживаться строгости, присущей деловому стилю. Важно и то, на каком языке будет текст на визитной карточке. Лучшим вариантом будет, если на одном обороте вы напишите свое данные на английском языке, а на другом – на китайском.
Чтобы грамотно вести бизнес в Гонконге вам следует не только следовать этикету, но и к каждой встрече и совещанию тщательно готовиться, предоставлять факты и цифры, а кроме того, придерживаться дипломатии. Вам следует также знать, что “Да”, не обязательно означает, “да”, это слово, сказанное вашими гонконгскими партнерами, может означать “я слышу тебя” или “Я понимаю, что вы говорите”, а отказ или несогласие, чаще всего сформулированы не в категоричной форме, вам вряд ли скажут «нет». Вам следует во время делового общения с гонконгскими партнерами всегда оставаться спокойным, терпеливым и сдержанным. Помните, решения каких-либо вопросов, и ожидание ответа от ваших партнеров может занять некоторое время. При этом вам не следует проявлять нетерпение, торопить деловых партнеров, дайте им время на раздумье.
Несмотря на то, что в деловой культуре Гонконга широко используется английский язык, вы должны почтительно относиться к своим гонконгским партнерам и стараться говорить медленно и четко, а еще лучше попытаться выучить кантонский в Гонконге, если у вас имеется такая возможность. Даже если вы не сможете освоить кантонский в совершенстве, несколько фраз в неформальной беседе или за деловым ужином, сказанных на кантонском помогут добиться расположения ваших партнеров.
Теперь вы знаете, как вести бизнес в Гонконге и какие правила вам следует соблюдать, чтобы ваше деловое общение с зарубежными партнерами принесло максимум пользы.