Бюро финансовых услуг и казначейства Гонконга (FSTB) провело ряд совещаний по законопроектам, целью которых является повышение прозрачности бенефициарного владения компанией в Гонконге и усиление регуляторного режима в отношении отмывания денег и финансирования терроризма.
Согласно данным Группы разработки финансовых мер (FATF) два законопроекта нацелены на приведение регуляторного режима Гонконга в соответствие с международными требованиями.
Правительственный докладчик заявил, что «законопроекты предполагают выполнение соответствующих обязательств FATF. Это укрепит положение Гонконга в роли международного финансового центра, сделает его надежным и конкурентоспособным местом для инвестиций и бизнеса».
Первый законопроект внесет правки в Закон о компаниях Гонконга, повысив прозрачность бенефициарного владения компаниями, учрежденными в Гонконге. Было сказано, что «в последнее время увеличивается уровень международного контроля относительно надлежащего использования компаний, особенно компаний с несколькими владельцами. Также усиливаются контролирующие структуры, борющиеся с отмыванием денег и другими правонарушениями, например, уклонением от уплаты налогов, коррупцией и финансированием терроризма».
Также было отмечено, что текущее законодательство Гонконга «не требует, чтобы компании подтверждали и хранили информацию о ее [компании] бенефициарах, кроме компаний, акции которых котируются на фондовой бирже, так как Постановлением о ценных бумагах и фьючерсах предписано, чтобы такие компании фиксировали данные о физических и юридических лицах, владеющих 5 и более процентами в любом классе голосующих акций (включая бенефициаров)».
Бюро финансовых услуг и казначейства намерено изменить Закон о компаниях таким образом, чтобы все учрежденные в Гонконге компании обязывались фиксировать и обновлять информацию о бенефициарах, а также предоставлять такую информацию по требованию контролирующих органов. Правило будет касаться всех компаний, учрежденных в Гонконге в соответствии с Законом о компаниях, включая акционерные общества, а также общества с ограниченной и неограниченной ответственностью.
Бенефициаром по отношению к компании считается, например, физическое лицо, которое:
- прямо или косвенно владеет 25 и более процентами акций компании;
- прямо или косвенно владеет 25 и более процентами прав голоса;
- прямо или косвенно имеет право назначать и снимать полномочия с директоров компании или же
- имеет право оказывать или уже оказывает значительное влияние или контроль над деятельностью компании.
С целью обеспечения хранения точной и актуальной информации о бенефициарах в соответствии с постановлениями Группы разработки финансовых мер, Бюро финансовых услуг и казначейства также постановило, что компании будут должны составить и хранить «реестр людей, оказывающих значительное влияние» на деятельность компании.
Второй законопроект призван способствовать борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В него войдет регуляторное расширение существующей надлежащей проверки клиентов (CDD) и требование о ведении отчетности для финансовых институтов, а также для определенных нефинансовых предприятий и профессий.
Соответственно было предложено расширить полномочия Постановления о проверках для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также обязать адвокатов, бухгалтеров, риэлторов, трастовые компании и компании по предоставлению услуг вести отчетность гонконгских компаний при участии в определенных транзакциях.