Сегодня Китай уходит от экспортного пути развития экономики, и главной движущей силой является средний класс населения, численность которого ежегодно растет и уже превысила 140 миллионов. Это означает, что Китай превращается в огромный рынок потребления товаров. В силу менталитета иностранные товары автоматически ассоциируются у китайцев с качеством и безопасностью. Однако выход на рынок Китая не так легок и удобен, как в других финансовых центрах Азии — в Гонконге и Сингапуре.
Прежде всего трудности связаны с языковыми барьерами, а также с ограниченным доступом к информации о рынке Китая и его перспективах.
Ограничение на иностранные инвестиции
При принятии решения о выходе на рынок Китая необходимо знать, что правительство КНР вводит ограничения на иностранные инвестиции в определенные сектора промышленности. Они перечислены в Каталоге зарубежных инвестиций, структура которого немного поменялась за последний год. Раньше виды деятельности делились на четыре группы: поощренные, разрешенные, ограниченные и запрещенные. Так как на территориях зон свободной торговли действуют собственные списки исключений, то органы власти приняли решение соединить данные документы и создать один, который будет действовать на территории всей страны.
В результате был создан Каталог зарубежных инвестиций, который группирует отрасли промышленности по двум основным категориям: поощряемые отрасли и список исключений. Как правило к списку исключений, т.е. к закрытым отраслям относят добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, строительство, энергетику и другие отрасли, которые контролируются государством. Те же сферы, которые вообще не фигурируют в данном списке, классифицируются как разрешенные и никаких ограничений на них нет. Поэтому мы советуем иностранным инвесторам обратить внимание на данный Каталог и узнать, подлежат ли их инвестиции дополнительному одобрению со стороны Министерства Коммерции Китая. Также эту информацию вы можете узнать у сотрудников StartUp HK.
Местоположение вашей компании в Китае
Важным вопросом при организации бизнеса в Китае является выбор местоположения компании. При этом уровень развития различных провинций и городов Китая может существенно различаться. При выборе места нужно учитывать, чем будет заниматься ваша компания. Например, если вы являетесь поставщиком, тот нужно рассмотреть кластеры, которые относятся к вашей сфере деятельности. Если вы продаете готовые товары, то необходимо быть ближе к рынку, при этом учесть все нюансы этого рынка: доступен ли он, какова легкость ведения бизнеса и прочее.
Безусловно есть такие города в Китае, которые всегда привлекали и привлекают инвесторов. Это Пекин, Шанхай, территория вокруг дельты Жемчужной реки, которые традиционно являются центрами организации бизнес-деятельности, торговли и сферы услуг, т.к. здесь находится большая часть покупателей. В крупных городах необходимо учитывать и крупные затраты на развитие бренда, на рабочую силу. В большинстве случаев эти затраты соответствуют развитым экономикам мира.
Бюрократические проволочки
Выход на рынок Китая затруднен и бюрократическими вопросами. Тем не менее процедуры регистрации компании упрощаются, некоторые процессы ускоряются. И наиболее простая процедура сейчас создана в рамках зон свободной торговли, но и там процесс открытия компании занимает около 3-4 месяцев, и это необходимо учитывать.
- Шанхайская зона свободной торговли: регистрация компании
- Регистрация компании в Китае: 3 важнейших вопроса
Безусловно товары, ввозимые на территорию Китая, должны пройти таможенные процедуры и быть доставлены на рынок. И если одни процессы становятся более простыми, то другие усложняются. Например, вопросы сопровождения компании или получение визы для иностранцев. Традиционно сложными вопросами являются вопросы, связанные с управлением кадров: регулирование уровня заработных плат, подбор квалифицированных работников и их удержание. Например, в больших городах существует практика работы из дома для тех компаний, деятельность которых может вестись без непосредственного присутствия на рабочем месте.
Валютный контроль в Китае
Сложность состоит в валютном контроле со стороны органов власти. Безусловно, когда средства переводят и получают при реальном движении товара, то особых сложностей нет, потому что банковские транзакции сопровождаются таможенной документацией. Но когда заключаются контракты на оказание услуг либо перераспределение прибыли из Китая в сторону нерезидентов, то могут возникнуть некие сложности в валютном регулировании. Поэтому часто зарубежные инвесторы вносят значительную сумму в качестве уставного капитала китайской компании, чтобы поддерживать ее работу.
Что минимизирует барьеры при выходе на рынок Китая?
Несмотря на все трудности есть и привлекательные возможности, которые минимизируют барьеры на пути выхода на рынок Китая иностранному инвестору. Основная из них – создание зон свободной торговли, цель которых уменьшить бремя иностранных организаций путем снижения финансовых, валютных и административных ограничений.
Предлагается упрощенная регистрация иностранной валюты, свободно открываются счета, движение капитала в долларах/евро происходит в более ускоренном режиме. Отсутствует валютный контроль, который присутствует на остальной части материкового Китая. Есть ускоренная регистрация юридических лиц и ускоренные таможенные процедуры уже после ввоза товара на территорию зон свободной торговли.
Иностранным инвесторам предлагается высокий уровень независимости при регистрации компании со 100%-иностранным капиталом и предпринимательская свобода в рамках заявленной деятельности. Конечно, существуют и другие организационные формы: совместное предприятие и представительство. Но они менее независимы в своих действиях без привлечения китайской стороны.
Незаменимая часть выхода на рынок Китая – это предварительное посещение страны для изучения рыночной практики и поиска партнеров. В Китае и Гонконге проходит много специализированных выставок, где заключаются многомиллиардные сделки, и участники находят себе будущих партнеров, агентов, поставщиков, дистрибьютеров.
Еще одно преимущество: Гонконг как территория Китая и как отдельная юрисдикция. Можно использовать гонконгскую компанию как холдинговую по отношению к китайской фирме, чтобы снизить налогообложение дивидендов. При этом передача акций гонконгской компании в случае продажи своего бизнеса в Китае будет относительно простым процессом и не потребует участия органов власти материкового Китая. Этот специальный административный район предоставляет доступ и к капиталу, и к оффшорному юаню, который здесь свободно конвертируется. Гонконг является низконалоговой юрисдикцией, где применяется английское право, что позволяет более эффективно создавать и использовать компании, защищать интеллектуальную собственность.
- Ведение бизнеса в Китае: почему стоит это делать через Гонконг?
- Гонконгская компания в Китае: 2 рекомендуемых способа использования
Безусловно все вышеуказанные возможности повышают привлекательность выхода на рынок Китая, но нельзя забывать о тщательно разработанной бизнес-стратегии и о маркетинговых исследованиях, т.к. Китай – это совершенно другая сложная бизнес-среда.