За прошедшие годы мы столкнулись с множеством ложных предрассудков в отношении китайского рынка. Иностранные компании буквально распространяют целый ряд представлений о том, что же такое внутренний рынок Китая, но зачастую они неверны.
Мы собрали самые основные заблуждения, характерные для иностранцев.
-
ЛОЖЬ – Китайский рынок недостаточно развит и требует дополнительного “просвещения”.
-
ПРАВДА – Китайский рынок прекрасно развит и постепенно приобретает международный статус.
Внутренний рынок Китая является одним из самых инновационных, мгновенно реагирующих и креативных пространств в мире для ведения бизнеса, ведь это страна с неограниченными возможностями. Рост среднего класса в Китае демонстрирует свою неизменную приверженность качеству.
Государство запустило дополнительные законодательные инициативы, направленные на переход от производственной экономики к экономике креативной, бурному развитию сферы услуг. Эти нововведения оказались весьма результативными и привели к появлению множества успешных цифровых платформ, стартапов, а также собственных брендов. Вспомните WeChat, Alibaba, Mobike и Huawei / Vivo. Каждый из этих проектов сейчас лидирует в своей области на мировом рынке.
Внутренний рынок Китая доказал, что может подстраиваться под свежие западные идеи, быть гибким, а не консервативным и закрытым, как предполагали 10 лет назад. Китай, к примеру, всегда считался «традиционным рынком чая», а сейчас Поднебесная является 2-м по величине рынком компании Starbucks, чья культура кофепития в кофейнях распространяется в большинстве городов второго и третьего порядка так же быстро, как лесной пожар. С красным вином та же история: Китай на сегодняшний день – крупнейший потребитель вина в мире.
Для китайцев характерно сильное стремление к роскоши и качественной продукции, впрочем, как и для жителей всех развитых стран. Китай нисколько не нуждается в «дополнительном образовании». С таким огромным населением свою долю рынка могут получить практически все мировые производители продуктов и услуг.
Читайте также “Открытие компании в Китае: вам это действительно необходимо?”
-
ЛОЖЬ – Местные китайские компании всего лишь имитаторы.
-
ПРАВДА – Продукция китайских компаний уникальна и инновационна. Не стоит недооценивать их конкурентоспособность!
Youku (крупнейшая китайская медиа-платформа для передачи потокового видео) запустила собственный, бурно встреченный пользователями ресурс с оригинальным контентом тогда, когда канала Youtube еще и в помине не было. Китайские социальные медиа-ресурсы, такие как WeChat или Weibo являются ведущими мировыми лидерами в области микрокоммерции, электронных платежных систем и геолокации. Музыкальный потоковый сервис QQ теперь располагает более обширной коллекцией музыки, чем Spotify. Alibaba – крупнейшая компания электронной коммерции в мире, которая разработала самую крупную инфраструктуру доставки на планете и стала родоначальником самой успешной из когда-либо проводившихся акций онлайн-распродаж в День холостяков (Singles’ Day).
Благодаря таким международным площадкам, как Tmall, электронная торговля в Китае переходит на совершенно новый уровень. Недавно созданный и получивший громкую известность стартап Mobike разработал революционную «велосипедную версию» сервиса Uber, которая по-настоящему мобильна. Пользователи оставляют арендованные велосипеды там, где заканчивают поездку, и через приложение находят велосипеды, расположенные в ближайшей к ним локации. Эта китайская компания уже перешла к освоению европейского рынка.
Список примеров можно продолжать. Вне всякого сомнения, китайские компании не являются подражателями. Это инновационные предприятия с оригинальными бизнес-идеями, которые необходимо воспринимать серьезно всему миру.
Читайте также “Ведение бизнеса в Китае: почему стоит это делать через Гонконг?”
-
ЛОЖЬ – Бизнес в Китае требует полного ребрендинга.
-
ПРАВДА – Бренд необходимо адаптировать, сохраняя при этом его индивидуальность и статус западного бренда.
Это не совсем так. Вам нужно скорректировать ваше бизнес-предложение в соответствии с реалиями многоликого восточного рынка и сохранить уникальную идентичность своего бренда. Необязательно полностью перекраивать и внедрять типичную для китайской эстетики яркую цветовую палитру и более мультяшные образы в стиле аниме.
То, что на самом деле хотят видеть потребители – это подлинный западный продукт. Именно этим вы сможете дифференцировать себя на таком переполненном рынке. Ярлык «западный» в Китае – символ оригинального и качественного товара, тем более что внутренний рынок Китая часто ассоциируется с подделками, о чем поговорим в следующем пункте.
Читайте также “Регистрация товарного знака в Китае: как это происходит?”
-
ЛОЖЬ – Любой новой компании в Китае придется бороться с контрафактом.
-
ПРАВДА – Проблема надуманна, т.к. огромному и платежеспособному сегменту потребителей нужен подлинный товар.
Для большинства созданных в Китае компаний это не проблема. Прежде чем компания или бренд начнут активно кем-то копироваться, они должны стать чрезвычайно успешными. В Китае нет такого распространения поддельных западных брендов, как об этом заявляют репортеры. По этому поводу сложилось устойчивое мнение и в этом проблема, однако негативная реакция на контрафакт в Китае также очень сильна, а сообщается об этом гораздо реже.
Площадка интернет-магазинов Tmall, созданная компанией Alibaba, отчасти была задумана для решения этой проблемы: компании могут открывать на платформе свои официальные магазины, а та в свою очередь гарантирует подлинность их товаров. Разрастающийся в Китае средний класс, который насчитывает более 300 миллионов человек, стремится к качественным товарам от производителя и готов даже платить более высокую цену за фирменные импортные бренды. В некотором смысле проблематичная ситуация с возникновением подделок уравновешивается сильным желанием огромной потребительской аудитории покупать продукт оригинального качества.
Крупнейшая на сегодняшний день компания электронной коммерции Alibaba в настоящее время предпринимает шаги по сокращению подделок на другой своей платформе Taobao, закрывая подпольные фирмы и ограничивая таким продавцам доступ к сайту.
Читайте также “Важность NNN-соглашения при заключении контракта с китайской фабрикой”.
-
ЛОЖЬ – В Китае можно ориентироваться только на крупные города Восточого побережья.
-
ПРАВДА – Города второго и третьего порядка не менее перспективны для устойчивого развития бизнеса в Китае.
Лет 5-10 назад возможно это и было правдой, но теперь города второго и третьего порядка преподносят огромные рыночные возможности. Южные и центральные регионы Китая соединились благодаря развитию электронной коммерции и цифрового маркетинга.
В крупнейших китайских городах первого значения (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь) проживает менее 10% общего населения, но концентрация международных торговых центров и главных улиц там чрезвычайно высока. Жители городов второго и третьего порядка приобретают 27% товаров через Интернет, что более чем в два раза превышает объем покупок в мегаполисах первого порядка. В более чем 130 городах Китая, где численность населения равна или превышает количество жителей Берлина, средний показатель расходов в Интернете растет быстрее при увеличении доходов даже без сопутствующей розничной инфраструктуры.
В настоящее время уровень распространения Интернета составляет 55% и продолжает возрастать на 5-10% в год. Наибольшие темпы роста наблюдаются в западных, южных и центральных провинциях. Физическая инфраструктура, созданная в основном благодаря общенациональной сети доставки компании Alibaba, во многом способствовала развитию внутреннего рынка Китая.
Читайте также “5 вещей, которые вы должны знать о Зонах свободной торговли в Китае”
-
ЛОЖЬ – Для выхода на внутренний рынок Китая нужны баснословные вложения.
-
ПРАВДА – Цифровой маркетинг позволил значительно сократить расходы компаний и улучшить рентабельность бизнеса.
В эпоху развития цифровых технологий для выхода на внутренний рынок Китая достаточно небольших первоначальных затрат. Реализуя разумную и комплексную стратегию, большинство предприятий смогут получить серьезную отдачу от своих инвестиций уже в ближайшие годы.
Истинные ключи к успеху – естественная оптимизация поиска, создание авторитетного имиджа в социальных сетях и на форумах, PR, контент, ориентированный на китайский менталитет, гибкость и адаптация, а не крупные вливания денег в дорогостоящую рекламу.