Организуя бизнес в Китае, учреждая там компанию, вы неизбежно столкнетесь с необходимостью подбора и оформления персонала в вашу фирму. Мы ответили на наиболее распространенные вопросы, которые возникают потенциальных работодателей, пока что не знающих особенностей трудового законодательства Китая.
-
Я только что открыл в Китае предприятие с полностью иностранным владением (WFOE). Как я могу нанять китайских сотрудников? Могу я заключать трудовые договоры напрямую или же найм персонала в Китае должен оформляться с помощью компаний-посредников?
Чтобы нанять китайских сотрудников, вы можете подписать с ними договоры и напрямую. Если ваша совместное предприятие или компания с иностранный капиталом основаны с соблюдением всех местных законов, то они считаются китайскими компаниями. Согласно китайскому законодательству такие компании могут нанимать на работу китайских сотрудников путем прямого подписания договора. В этом вас законодательно никто не ограничивает. Однако представительства иностранных компаний обязаны осуществлять найм персонала в Китае через специальные посреднические агентства, например, FESCO или China International Interlectech.
-
Что такое FESCO?
Для решения вопросов найма персонала в Китае и получения других сопутствующих услуг представительства иностранных компаний в Китае обязаны заключить договор с третьей стороной, которая называется FESCO (Корпорация по обслуживанию иностранных предприятий). Найм персонала посредством FESCO – обязательное условие для защиты интересов сотрудников, работающих в филиале иностранной компании.
FESCO – это не какая-то конкретная организация, как принято думать, а термин, который используется для обозначения китайских компаний по подбору персонала. Агентства не всегда являются государственными, вы можете осуществить найм персонала в Китае и с помощью частной компании.
-
Как компания с иностранным капиталом может принять на работу местных и иностранных сотрудников?
Компания с иностранным капиталом (WFOE) может осуществлять найм персонала в Китае как напрямую, так и с помощью местных центров занятости. Иностранным же сотрудникам понадобится подтверждение из китайского Бюро трудовых ресурсов и социального обеспечения. Наниматель должен объяснить, почему эту должность не могут занять соискатели из Китая. Экспаты должны соответствовать определенному ряду требований – иметь научную степень, профессиональную квалификацию и т.д.
-
Расскажите про стандартное рабочее время в Китае?
Нормальная рабочая неделя – это пятидневка с восьмичасовым рабочим днем. Если компании нужны другие условия, для получения разрешения на применение гибкого рабочего графика ей необходимо подать заявку в местный орган по защите труда.
Также ограничения касаются и переработок. Переработки не могут составлять более 3-х часов в день и 36 часов в месяц. Превысить эти показатели можно только в исключительных случаях и при условии договоренности с профсоюзами и сотрудниками. Вот примеры компенсации за переработку:
- 150% от стандартной ставки за переработку;
- 200% от стандартной ставки за работу в выходной день;
- 300% от стандартной ставки за работу в государственный праздник.
После года работы сотрудники имеют право на оплачиваемый отпуск. Его продолжительность зависит от совокупного стажа работы и обычно составляет 5-20 дней в год.
-
Как я могу уволить местного сотрудника?
Увольнение сотрудников в Китае – процесс довольно сложный, поэтому вам нужно подойти к этому с максимальной осторожностью. Работодатель может уволить сотрудника без предупреждения и финансовой компенсации, только если сотрудник:
- не прошел официальный испытательный срок;
- серьезно нарушил правила труда;
- стал причиной убытков из-за серьезных нарушений должностных обязанностей, хищения или других преступлений;
- вступил в деловые отношения с другим работодателем, что отразилось на выполнении обязанностей в рамках договора с первым работодателем; или же отказывается исправить ситуацию после того, как это было доведено до его сведения;
- в его отношении было возбуждено уголовное дело.
Работодатель может уволить сотрудника с уведомлением за 30 дней или выплатой компенсации в размере месячного оклада, если сотрудник:
- не в состоянии выполнять свои обязанности или перейти на другую должность после не связанного с работой лечения болезни или травмы;
- не обладает должной квалификацией для выполнения обязанностей или не приобрел квалификацию даже после прохождения обучения или перевода на другую должность;
- после долгих переговоров не может прийти к соглашению с работодателем об изменении рабочего договора, если цель найма этого сотрудника значительно изменилась или ее больше не существует.
Работодатель не может уволить сотрудника, если он:
- участвует в операциях, которые подвергают его опасности получения профессиональных заболеваний, и не прошел предварительного медосмотра;
- если у сотрудника обнаружилось подозрение на профессиональное заболевание, и он находится на медицинском обследовании;
- лечит заболевания или травмы, связанные с работой, которые официально подтверждены и сделали сотрудника частично или полностью неспособным к выполнению непосредственных обязанностей;
- лечится от заболевания или травмы, для которых допускается терапия в течение определенного периода времени;
- ждет ребенка, находится в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком;
- работал на компанию непрерывно в течение 15 лет и собирается официально выйти на пенсию менее, чем через 5 лет.
Положения относительно экономической избыточности предприятий позволяют уволить сотрудников по экономическим причинам, если работодатель:
- признает себя банкротом;
- подвергается реорганизации в соответствии с решением суда;
- сталкивается с «серьезными рабочими сложностями» по определению местного законодательства.
-
Как сотрудник может уволиться из моей компании?
Сотрудники могут уволиться по собственному желанию, но, как правило, должны уведомить об этом работодателя по крайней мере за 30 дней.
Сотрудник может уволиться без предварительного уведомления, если:
- работодатель проявляет жестокость, угрожает или незаконно ограничивает личную свободу, чтобы принудить сотрудника к работе;
- если сотрудника вынуждают нарушать правила или выполнять действия, которые ставят под угрозу его личную безопасность.
-
Каким требованиям должен соответствовать иностранный сотрудник в Китае?
Иностранные сотрудники могут работать в Китае только после получения разрешения, сертификатов на трудоустройство и вид на жительство.
Разрешение и сертификат на трудоустройство не требуются, если сотрудник:
- нанимается непосредственно китайским правительством в качестве технического или управляющего специалиста;
- имеет Сертификат иностранного специалиста, выданный Бюро иностранных дел и нанимается местным правительством или государственным учреждением.
Разрешение на трудоустройство не требуется, если сотрудник:
- специализируется на работе с оффшорными нефтяными организациями без необходимости выходить на берег и получил в Китае разрешение на трудоустройство иностранного сотрудника для работы с оффшорными нефтяными организациями;
- занимается коммерческой деятельностью, получил разрешение Министерства культуры и разрешение на ведение временной коммерческой деятельности.
-
Кто несет ответственность за определение размера заработной платы?
При найме персонала в Китае решение о размере заработной платы принимает только работодатель. Он может определить уровень зарплаты и необходимость ее повышения на основе средних показателей в индустрии. Компетентные местные департаменты регулярно публикуют подобную информацию для предприятий, например, вестник зарплат и индекс потребительских цен.
-
Какие требования по найму персонала в Китае существуют для представительств иностранных организаций?
Чтобы нанять на работу китайских сотрудников, филиалу иностранной компании нужно получить сертификат регистрации. Для этого нужно пройти ряд формальностей, например, открыть банковский счет для иностранной валюты, подать заявку на подключение прямых линий телекоммуникаций и обеспечить менеджерам-экспатам многократную визу.
-
Совместное предприятие и компания с иностранным капиталом имеют статус независимого юридического лица. Как это влияет на найм персонала в Китае?
Компании с независимым статусом могут позволить себе самостоятельно принимать решения относительно найма персонала в Китае. Например, они могут решать, кого брать на работу и каким критериям следовать в процессе трудоустройства.
-
Какие положения необходимо включить в трудовой договор?
В трудовом договоре должны быть ясно обозначены права и обязанности как работодателя, так и работника. В контракте должны быть прописаны трудовые обязанности, рабочее место, время труда, отдыха и отпуска, оплата труда, социальное обеспечение, защита труда, рабочие условия и защита от профессиональных рисков, а также другие условия, которые должны быть указаны в соответствии с местным законодательством.
В Китае нет определенных правил относительно языка, на котором заключается контракт, но мы рекомендуем вам создать копии на двух языках – и одним из них должен быть китайский, так как все подобные документы должны быть заверены местными органами по защите труда.
-
Определяет ли китайское законодательство срок испытательного периода?
Согласно китайскому законодательству испытательный период предшествует заключению трудового договора. Однако испытательный период вовсе не обязателен. Если трудовой договор заключается сроком от трех месяцев до года, испытательный период не может превышать одного месяца; если трудовой договор заключается сроком не менее года, но не более трех лет, испытательный период не может превышать двух месяцев; если же трудовой договор заключается сроком более трех лет и не имеет определенного срока окончания, испытательный период не может превышать шести месяцев.
Согласно китайскому законодательству испытательный срок автоматически предшествует заключению трудового договора, соответственно договор на испытательный срок действовать не будет, и в случае разногласий такой контракт будет рассматриваться в качестве официального трудового договора.
Если у вас остались вопросы, связанные с организацией бизнеса в Китае, свяжитесь с сотрудниками нашей компании!