Жители каждой страны в мире имеют свой собственный уклад во всем: в выборе еды, в правилах общения с друзьями, в традициях и в том, каким образом они совершают и оплачивают покупки. Способ оплаты у жителей Китая развивается очень динамично и сильно отличается от западных стран.
В большинстве западных стран способ осуществления платежей происходит следующим образом: от наличных денег к чекам, от кредитных и дебетовых карт к бесконтактным картам, а теперь медленно переходит к мобильным платежам.
Сравните эту эволюцию с опытом Китая, где в 2012 году 96% платежей все еще производились наличными; рост мобильных платежей начался только в 2014 году. Перенесемся на 2018 год, 85,2 процента платежей производятся через мобильные платежные режимы, что показывает, насколько быстро китайский рынок развивался.
Учитывая распространенность мобильных платежей в Китае, иностранным инвесторам было бы неплохо разработать стратегию их интеграции в свой бизнес.
Читайте дополнительно «Как выйти на китайский онлайн-рынок»
Основные участники мобильных платежных систем
В Китае два игрока доминируют на рынке мобильных платежей, занимая 92 процента рынка. Это Alipay (Alibaba Holding Group Ltd. Subsidiary) и Ten Pay или WeChat Pay (дочерняя компания Tencent).
Alipay используется сетью электронной коммерции Alibaba, так же как eBay использует PayPal.
Система Ten Pay была запущена только в 2013 году и с тех пор быстро догнала своего крупного конкурента. Ten Pay доступен через приложение WeChat (или Weixin на китайском языке), которое является самым популярным приложением для социальных сетей в Китае с более чем одним миллиардом пользователей.
Остальные 8% рынка — это компании 1qianbao, Union Mobile Pay и JD Wallet и другие.
Читайте дополнительно «Чек-лист для предпринимателя: на что обратить внимание, открывая компанию в Китае»
Как работают мобильные платежи в Китае?
Alipay, Ten Pay и многие другие компании используют коды быстрого ответа (QR). Существует два различных способа оплаты QR, в зависимости от того, кто является поставщиком.
Один из способов — сканирование на кассе напечатанного QR-кода поставщика. Приложение оплаты распознает поставщика, а покупатель вносит необходимую сумму. Это популярный метод в небольших китайских магазинах, при оплате услуг такси и т.д.
Второй способ — сканирование QR-кода покупателя, отображаемого на смартфоне. Этот QR-код генерируется через платежное приложение. QR-ридер поставщика распознает его, вводит сумму к оплате, которая затем списывается с мобильного кошелька покупателя. Этот метод используется крупными компаниями, которые вложились в QR-сканер.
QR-платежи имеют несколько преимуществ. Например, они осуществимы при помощи любого смартфона, в отличии от платежных систем Apple Pay и Samsung Pay.
Несмотря на то, что возможности QR-платежей в странах с развивающейся экономикой намного больше, потребность в интернет-соединении ограничивает их рост в некоторых сельских регионах, где подключение к интернету нестабильно или отсутствует. Различия в подключении к интернету между регионами Китая огромны. Например, в Пекине почти 80% населения подключено к интернету, в то время как в Юньнани только 40%.
Читайте дополнительно «5 ошибок, которые характерны иностранному бизнесу в Китае»
Как компании могут извлечь выгоду из мобильных платежей
Более 3/4 китайских потребителей платят через мобильные телефоны, что делает необходимым адаптацию иностранного бизнеса к этой тенденции.
Платформы мобильных платежей предоставляют компаниям возможность преодолеть разрыв между привлечением новых потребителей и более эффективным взаимодействием с существующими потребителями.
Существует большой потенциал для иностранных инвесторов, чтобы воспользоваться различными системами мобильных платежей для китайских потребителей, и максимизировать свою прибыль через схемы лояльности и схемы подарков. Starbucks — отличный пример иностранной компании, которая воспользовалась этими стратегиями.
Например, когда потребитель платит за кофе в Starbucks через WeChat, он получает уведомление о потраченной сумме вместе с предложением подписаться на схему своей карты лояльности. Эти схемы лояльности являются эффективным способом удержания клиентов и поощрения их к возвращению.
Схема лояльности Starbucks работает в Китае так: за каждые потраченные 50 юаней (7,33 доллара США) вы получаете одну звезду, и чем больше звезд вы получите, тем больше наград вы получите.
Еще один способ, которым Starbucks использует WeChat, заключается в том, что он позволяет пользователям WeChat дарить кофе Starbucks друзьям через платформу. Что сделало такую схему успешной? WeChat объединила в себе атрибуты социальной медиа-платформы, такой как Facebook и Twitter, а также платежную платформу через Ten Pay.
Китайская культура также способствует успеху этой схемы, поскольку культура дарения подарков очень важна в Китае, особенно во время праздников.
Читайте дополнительно «Как социальные сети могут помочь вам выйти на рынок Китая»
Основные риски мобильных платежей в Китае
Мобильные платежи в Китае оказались позитивными для местной экономики. Вместе с тем мобильные платежи сопряжены с серьезными рисками, которые необходимо учитывать правительству и предпринимателям.
Китайское правительство до сих пор придерживалось непринужденного подхода к регулированию этих платформ в течение последних нескольких лет, что способствовало их быстрому росту.
Теперь правительство хочет установить контроль над этими мобильными платежами, регулируя их как банки. В конце 2017 года Народный банк Китая (НБК) установил коэффициент резервных фондов от 20 до 50% ограничение на сумму, которую можно оплатить сканированием QR-кода.
Главная причина была из-за проблем, которые уже произошли. В Гуанчжоу были украдены 14,5 миллиона юаней с помощью мошенничества с QR-кодом. Мошенники просто заменяют настоящие коды поддельными.
Эти поддельные коды можно использовать несколькими способами. Один из них заключается в реализации вредоносных программ в коде, поэтому при сканировании кода вредоносное ПО загружается на ваш телефон, который затем крадет личную информацию, такую как информация о банковском счете, пароли и адреса.
Другой способ проще. Когда код сканируется, он направляет потребителя на поддельную платежную страницу, которая является зеркальным отражением реального поставщика, и потребитель в конечном итоге переводит деньги на банковский счет мошенника. Этот тип кода очень популярен в многомиллиардной индустрии совместного использования велосипедов.
Читайте дополнительно «Правительство КНР упростило процесс открытия компании в Китае для иностранных предпринимателей»
Заключение
Хотя мобильные платежи в Китае сопряжены с рисками – и важно хорошо понимать эти риски — они предоставляют значительные возможности для иностранного бизнеса. В конечном счете, повсеместность и популярность мобильных платежей в Китае требуют от иностранного бизнеса принятия этой стратегии для их эффективного использования.