Китай сегодня развивается как огромный рынок потребления фирменных товаров и превращается из нетто-импортера, которым он был долгие годы, в нетто-экспортера. Практика показывает, что именно компании со стопроцентным иностранным капиталом в Китае (WFOE) будут иметь полноценное управление и возможность выхода на внутренний рынок.
Если же вы первый раз сталкиваетесь с рынком Китая и хотите провести мониторинг, маркетинговое исследование, предварительный поиск партнеров, то лучший вариант для вас – это представительство, которое не ведет коммерческую деятельность.
Компании с иностранным капиталом в Китае являются основными формами полноценного присутствия иностранного бизнеса и могут использоваться как торговые компании, так и производственные.
Рассмотрим каждое направление более подробно.
Торговая компания
Структура такой компании подразумевает, что во главе стоит гонконгский холдинг, который является источником финансирования и снабжения для китайского дочернего предприятия – WFOE.
При экспорте товаров, например, из России большая часть проходит по контракту между российской компанией и дочерним предприятием в Китае, при этом часть сделок можно проводить через гонконгский холдинг. В таком случае маржа от экспортной деятельности остается на счете гонконгской компании. Если деятельность на территории Гонконга не ведется, то данная маржа с большой долей вероятности будет освобождена от налога на прибыль в Гонконге.
Китай привлекателен не только как производственная база, но и как большой внутренний рынок. Поэтому многие компании стремятся экспортировать свой товар с территории своей страны в Китай, продавать его на внутреннем рынке. Для ведения розничной торговли помимо импортно-экспортной лицензии необходимо получить дополнительное разрешение. Следует помнить, что деятельность компании с иностранным капиталом в Китае – WFOE, будет облагаться налогами и таможенными пошлинами на импорт товаров в Китай для внутренней торговли.
Операции по зачислению оплаты российские банки примут без проблем, даже если счет гонконгской компании открыт не в Гонконге, а в другой юрисдикции. В связи с тем, что пока существуют трудности с открытием счетов в Гонконге у резидентов России и стран СНГ, им приходится открывать счета, например, в странах Европы.
При импорте товаров из Китая в свою страну лучше вести свою деятельность минуя гонконгские банки, т.е. сразу оплачивать из России китайскому предприятию, т.к. российские банки могут отказать в отправлении платежей в Гонконг. В свою очередь гонконгские банки могут отказать в приеме платежей из России или стран СНГ.
Производственная компания
Китай – это прекрасная производственная база и довольно большой внутренний рынок сбыта. Китай и Гонконг способны предложить на сегодняшний день преимущества, использование которых добавит продукции ценность.
Производство в Китае для глобальных рынков
На верхней части картинки указана наиболее распространенная схема распределения функциональных обязанностей в случае, когда компания с иностранным капиталом в Китае производит свои товары для экспорта в другие страны.
Китайская компания выполняет следующие обязанности:
- производство;
- контроль качества;
- послепроизводственное обслуживание;
- поиск партнеров.
В резидентной стране компании, владеющей WFOE:
- стратегическое развитие;
- НИОКР;
- дизайн;
- IT;
- маркетинг;
- распределение;
- итоговая продажа.
В Гонконге:
- источник финансирования;
- складирование;
- транспортировка.
Однако следует помнить, что Гонконг – это не только один из ведущих финансовых центров мира, но и территория, где представлены сегодня все крупные компании мирового масштаба с большим количеством квалифицированных специалистов.
Рассмотрим схему, когда китайская компания с иностранным капиталом производит товар для сбыта на внутренний рынок страны (см. нижнюю часть картинки).
Производство в Китае для рынков Китая
Китай – один из самых емких рынков сбыта, что может внести изменения в привычную цепочку создания стоимости при производстве товаров в этой стране.
Часть товаров можно продавать на внутреннем рынке Поднебесной и проводить на месте (в Китае):
- поиск партнеров;
- производство;
- контроль качества продукции;
- складирование;
- послепроизводственное обслуживание.
При этом более рационально перевести из своей страны резидентства в Гонконг следующие функции:
- финансирование;
- НИОКР;
- IT;
- маркетинг;
- транспортировку;
- распределение
- сбыт,
- а также защиту интеллектуальной собственности/продукции .
В Гонконге более сильное законодательство, которое предполагает большую защиту иностранных инвесторов и вашей интеллектуальной собственности. Все это повысит ценность и конкурентоспособность продукции.
Популярность использования компании с иностранным капиталом в Китае обусловлена многими факторами. Инвесторов привлекает прежде всего серьезный потенциал внутреннего рынка, трудовые и природные ресурсы, отсутствие сложностей при регистрации, а также защита интеллектуальной собственности. Но не следует забывать, что компании с иностранным капиталом в Китае являются юридическими лицами, и сфера их хозяйственной деятельности также строго ограничена. Существуют законодательно установленные ограничения на инвестирование иностранного капитала в определенные отрасли. Основным документом является «Каталог-руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала», выпускаемый Министерством коммерции КНР. Изучите его, выбирая направление своей деятельности в Китае.