Многими иностранными компаниями Китай воспринимается как Земля обетованная. Его мировая популярность связана с массовым ростом среднего класса. Страна располагает огромным неиспользованным потенциалом, поскольку ее рыночные модели еще не так совершенны, как в большинстве других государств. В такой ситуации, казалось бы, завоевание китайского рынка «безукоризненными» западными услугами и товарами должно проходить без сучка и задоринки, так? Но нет. Возьмем, к примеру, крупнейшую компанию электронной коммерции Amazon, доля рынка которой в Америке равна 40%. В Китае она смогла достичь лишь 0,8%, находясь под давлением другого гиганта электронной коммерции – китайской компании Аlibaba. В этой статье мы рассмотрим 5 ошибок, которые допускает иностранный бизнес в Китае.
Небольшие изменения ведут к большим достижениям
То, что хорошо для Запада, необязательно приживется на Востоке, а особенно в такой стране, как Китай. Китай очень долго был закрытой страной и полагался только на продукты собственного производства, учитывающие вкусы местного населения. Однако, несмотря на то, что китайцы проявляют интерес к западным товарам, малейшие изменения внедряются довольно долго. Например, McDonalds, самый признанный бренд во всем мире, слегка изменил свое меню. Он предложив китайцам креветочные бургеры, чтобы удовлетворить вкусовые предпочтения жителей Поднебесной.
Перевод переводу рознь
Английский язык и мандаринское наречие китайского языка отличаются как небо и земля. Ждать идеальных результатов от переводчика Google не стоит. Даже если в какой-то мере для понимания и будет достаточно, то эмоциональность текстов для маркетинга и копирайтинга не передать средствами автоматизированного перевода.
Желая усилить свою маркетинговую стратегию на рынке Китая, компания «Пепси» допустила крайнюю бестактность при переводе на китайский язык своего лозунга. Его смысл заключался в том, что Pepsi – это тонизирующий напиток, который дарит хорошее настроение в течение трудного дня. В результате фраза «Pepsi вернет вас к жизни» превратилась в следующее: «Pepsi воскресит ваших мертвых предков». Эта история навсегда войдет в рекламный фольклор. Даже KFC пришлось вносить изменения, т.к. лозунг «Пальчики оближешь» при переводе звучал как «Вылижите свои пальцы». Так что, запуская свой иностранный бизнес в Китае, будьте осторожны. Если вы собираетесь переводить что-то на китайский язык, обратитесь к носителю языка.
Не знать своего покупателя — значит блуждать в темноте
Мы не рождаемся одинаковыми, и жители Китая в отличие от населения западных стран совершенно иначе воспринимают средства массовой информации. На Западе для продвижения широко используется телевидение, радио, рекламные щиты, но если вы пройдетесь по оживленной улице в Китае, вы увидите, что большинство людей просто «приклеены» к своим телефонам. Они активно общаются в WeChat и используют поисковую систему Baidu. За 2016 год количество интернет-пользователей в Китае возросло почти до 731 миллиона человек. Для сравнения: доля абонентов кабельного телевидения составила в 2016 году всего 313 миллионов. Таким образом, если вы собираетесь рекламировать здесь свои товары, вам нужно расстаться с представлениями о психологии западных потребителей и начать продвигать продукцию на популярных китайских интернет-площадках.
Не стоит перегибать палку
Нередко иностранный бизнес в Китае уж слишком старается сделать свой продукт абсолютно китайским. В результате компании оказываются в некоем вакууме, поскольку их продукт выглядит как китайский, а стоит вдвое дороже, чем отечественный аналог. Кроме того, продукт теряет свою западную привлекательность. Несмотря на то, что китайцы предпочитают продукцию собственного производства, многие знают, что западные продукты легальны, более безопасны и обладают определенной экзотикой. Таким образом, возвращаясь к пункту номер один, можно сказать, что смысл не в изменении, а в предложении альтернативы.
В погоне за деньгами можно растерять покупателей
Города в Китае делятся на города первого уровня, второго и третьего. Вы ошибаетесь, думая, что в связи со стремительным экономическим подъемом большая часть населения Китая – богатые люди. Это не так. Средняя заработная плата составляет около 8000 долларов в год и варьируется в зависимости от того, в городе какого уровня проживают люди. Таким образом, на цены должно влиять местоположение. Учитывая площадь Китая, разумным способом привлечения потребителей является деление цен на розничные для торговли на улицах города и предельные базовые для продажи через интернет.